Философия Reggio Emilia

Мы разделяем самую инновационную философию, которую международные эксперты признают лучшим методом работы для дошкольного образования, которой восхищаются учителя и родители по всему миру, с которой дети познают мир, наслаждаясь детством.

Философия Реджио Эмилия зародилась в 50-х годах прошлого века в городе на севере Италии Реджио Эмилия, в честь которого она и называется. Вдохновитель подхода Лорис Малагуцци, директор образовательных программ Reggio Emilia опирался на идеи великих мыслителей в сфере образования — Пиаже, Выготского, Монтессори, Штайнера, Дью и Брунера.

Так появился педагогический подход, основные принципы и философия которого распространились по всему миру. В 1991 году изданием “Newsweek” Рэджио-садики были признаны лучшими в мире. Рэджио-подход отмечен множеством международных наград и премий. Лучшие международные частные образовательные учреждения работают, основываясь на Рэджио-философии

Традиционное обучение Обучение по Реджио-философии
1. Ребенок
Объект обучения.
Богатая, сильная личность, талантливая и компетентная, способная брать ответственность за свое обучение.
2. Педагоги
Педагог передает информацию, устанавливает четкие правила, виды деятельности, ограничения, многое делает за детей, дает оценку работам детей.
Педагог ассистирует детям, подталкивает их к самостоятельности, поддерживает инициативу, учит детей оценивать работу самостоятельно. Он друг, соавтор, вдохновитель и провокатор.
3. Пространство
Перегруженное яркими красками и кричащими элементами, фоновое, не развивающее сенсорное и пространственное восприятие, оформленное в типовом “детском” дизайне
Является третьим учителем, взаимодействует с ребенком,дает возможность для экспериментов и творчества, содержит множество природных материалов и материалов без конечного назначения, подчеркивает связь с природой.
4. Материалы, игрушки
Игрушки в большинстве ординарные, пластиковые, используются стандартные шаблоны для поделок, творческие материалы ограничены.
Подобрано все необходимое для полного самовыражения ребенка (самые многообразные материалы и инструменты), которые всегда доступны ребенку, развивают воображение и стимулируют познание.
5. Ограничения
Ребенок действует по плану, установленному учителем, не принимает решений и должен следовать четким инструкциям.
Ребенок участвует в выборе темы обучения, которая базируется на его подлинных интересах, выбирает материал для самовыражения, место занятий, может многократного возвращаться к интересующей теме, имеет право на ошибку и отдых.
6. Взаимодействие с окружающими
Учитель может ограничивать общение во время занятий, сравнивает и оценивает детей. Одновозрастные классы не дают опыта помощи младшим, ориентира на старшего, не учат взаимодействию.
Дети не ограничиваются в общении, они общаются с детьми разного возраста и взрослыми на равных, учатся помогать и свободно взаимодействовать. Учителя не оценивают и не сравнивают детей.
7 Семья
Не участвует в процессе обучения, часто не знает, к чему ребенок проявляет особенный интерес, что любит и чем увлечен в садике, как меняются его интересы во времени.
Вовлечена в процесс обучения и документирования действий ребенка. Между учителем и родителями есть всегда непрерывная обратная связь. Создается атмосфера доверия и взаимопонимания.
7 принципов Рэджио-философии
1. Образ ребенка

Рэджио-педагоги верят в неограниченный потенциал ребенка и его безграничное желание взаимодействовать с миром и привносить свой вклад. Reggio Emilia — это место для совместных опытов и открытый. Детей не пичкают готовыми знаниями, им дают материал для собственных исследований и собственного  познания, лелеют в них любопытство, креативность, уверенность в себе, искренность, доброту и любовь, которые уже заложены в каждом ребенке. Детей слушают с уважением, веря в то, что их вопросы и наблюдения — это возможность вместе узнавать, а не давать готовые ответы.

Читать дальше>>
2. 100 языков детей, как безграничные способы самовыражения

Самый известный принцип Рэджио- педагогики основан на убеждении, что дети используют множество разных способов, чтобы выразить свои мысли, показать как они понимают мир и проявить природную креативность. Сто разных способов мыслить, исследовать, общаться, изучать — через рисование и лепку, танцы и движение, ролевую игру и моделирование, музыку и театр, и каждый из этих ста языков ценится и поощряется. Подход Рэджио уделяет особое внимание практическому обучению и экспрессивному искусству, как способу выразить идеи и чувства, задать вопросы и исследовать свои теории о том, как устроен мир. Говоря на языке экспрессивного искусства, дети обретают свободу в мышлении и общении, если их время не тратится на шаблонные поделки и “делай как все” инструкции, которые закрывают дверь перед тем, как ребенок мог бы сделать это действительно уникально и по-новому. Рэджио-подход не берет ребенка за руку и не ведет по узкой дорожке, а отпускает уверенно бежать по цветущему лугу.

Читать дальше>>
3. Пространство, как третий учитель

Пространство в Рэджио дышит, рассказывает историю, заинтересовывает и вдохновляет. Как и в методе Марии Монтессори, среда в Рэджио являетс третьим учителем. Однако Реджио-среда не предполагает жестко упорядоченного целенаправленного материала, а дает возможность для экспериментов и творчества. В такой среде подобрано все необходимое для полного самовыражения ребенка (самые многообразные материалы и инструменты), здесь много природных материалов для игры и обучения: дерево, камни, цветы, листья, ракушки, песок, глина, вода; много материалов без конечного назначения, например, неокрашенные кубики, которые дают ребенку возможность применять их по своему замыслу; богатые материалы для творчества.

Читать дальше>>
4. Учитель, как друг, соавтор, вдохновитель и провокатор

Педагогической основой всего подхода является педагогика «слушания». Педагоги скорее ассистируют детям, а не воспитывают их, пытаются понять и подобрать процесс обучения наиболее комфортный для каждого ребенка. Дети участвуют в выборе темы, которую они хотели бы изучить, а учителя ставят академические цели в рамках этой темы, являясь соавторами детских проектов. Педагоги отталкиваются от интересов и готовят материалы, книги, информацию, создают практические ситуации и т.д для того, чтобы обогатить процесс познания и создать лучший опыт вовлечения в тему и ее изучения. К теориям и гипотезам детей относятся с большим уважением. Детям разрешают идти своим путем, поощряя самостоятельность, разрешая делать ошибки и выбирая правильный момент, когда вмешаться. Через проекты педагоги поощряют детей принимать различные решения, делать выводы и взаимодействовать.

Читать дальше>>
5. Проектное обучение. Проекты и их маленькие авторы

Работа над проектом играет в Реджио-педагогике центральную роль. Каждый проект представляет возможность использовать различные способы исследования и позволяет ребенку по-разному проявить себя и получить ценный опыт и знания. Проекты поддерживают любопытство в детях и искреннее желание учиться. Они базируются на подлинных интересах детей, и часто рождаются в играх и разговорах. Темы проектов могут исходить из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город или рождаться из “творческих провокаций”- подготовленных педагогами “приглашений” детей исследовать тему и выразить себя в ней с помощью разнообразных и продуманных материалов, не ограничивая варианты их использования шаблонами. Независимо от «происхождения» проекта, самым важным является интерес, который он пробуждает, креативное мышление, которое он провоцирует, умение решать проблему, которое он развивает.

Читать дальше>>
6. Практический опыт

Практический опыт является фундаментом Рэджио-философии. Реджио-педагоги верят в то, что дети заслуживают иметь возможности использовать все свои чувства и ощущения в процессе обучения, чтобы понимать, что они на самом деле изучают, воплощать в жизнь концепции и применять на практике полученные знания. В Рэджио дети проживают свое обучение.

Читать дальше>>
7. Документирование

Немалую часть времени педагоги уделяют тому, чтобы задокументировать разговоры и поступки детей, записать важные моменты и сделать фотографии, проанализировать детские работы. Затем наблюдения обсуждаются и интерпретируются в кругу коллег. Какие темы занимают детей в настоящий момент? Почему определенные идеи заинтересовали их, а другие- нет? Как помочь ребенку в реализации и развитии задуманного им проекта? Документирование важно, как педагогов, так и для детей и родителей. Это очень отлично от прямого доступа к веб-камерам, как единственного способа соприкосновения, который создает по мнению Карины Ринальди «культуру подозрения», а не доверия и вовлечения. Документирование делает  достижения детей видимыми, ценными и важными.

Читать дальше>>